назад

ПЛАН   РАЗБОРА   ЛИРИЧЕСКОГО   СТИХОТВОРЕНИЯ

 методическая разработка  Косяковой И.Р.,

учителя русского языка и литературы

1. Дата написания.

2.      Реально-биографический и фактический комментарий.

 3.  Жанровое своеобразие

 

эпос              драма         лирика            лиро- эпические: баллада, поэма

  

 басня                                                                элегия — малая форма грустного размышления                                                                                                                             новелла           комедия                                                                   послание - кому - либо

очерк                трагедия                                  ода - хвалебное какой -либо персоне

рассказ              драма                                      эпитафия — посмертная или надгробная надпись

повесть             мелодрама                              эпиграмма - адресное стихотворение           

роман                трагикомедия                                               сатирического характера

                          водевиль                                эпиталам - брачная песня

                          фарс                                       песня

                                                                          романс

                                                                         сонет- 14 строчек

                                                                         стансы - элегия- 4 - стишие

                                                                         эклога - описание сельской пастушечьей жизни                 

                                                                        мадригал

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска; (положительная, отрицательная)

(чувство)

г) преобладающие интонации   (угрожающая, насмешливая, недовольная, вопросительная,  восклицательная).

 

5. Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных  образов:

      по сходству;

      по контрасту;

      по смежности;

      ассоциативно;

      по умозаключению;

 б) основные изобразительные средства:

      метафора- перенос свойства одного предмета на другой по принципу сходства, контраста = сравнительному обороту;

      метонимия  - замена прямого наименования переносным (читать Белинского, все флаги в гости);

антономасия - замена собственного вместо нарицательного,

 эвфемизм- замена грубого слова более мягким,

канофемизм- мягкое на грубое;

•   сравнение- сопоставление двух явлений по сходству и различию;

      синекдоха- перенос с 1) целого на часть, 2) мн.ч .- ед.ч.; ед.ч.- мн.ч.; 3) род = виду;

      аллегория - изображение отвлечённого через конкретное ( весы - символ правосудия) ;

      символ — максимально обобщённый образ;

      гипербола - преувеличение;

      литота - преуменьшение;

      ирония - отрицательная оценка через осмеяние;

      сарказм - обличительный смех;

      перифраза - замена прямого наименования отрицательным оборотом (утро года- весна)

      оксюморон - соединение невозможного;

 

в) речевые интонационно-синтаксические особенности:

Ø             эпитет - образное определение;

Ø        антитеза - противопоставление;

Ø             повтор;

Ø             инверсия — обратный порядок слов;

Ø             эллипс — пропуск в тексте легко угадываемого слова;

Ø              параллелизм — параллельное сопоставление;

Ø             риторический вопрос;

Ø             обращение;

Ø             восклицание;

Ø             многосоюзие (полисиндентон);

Ø             умолчание;

Ø             бессоюзие (асиндентон);

Ø             зевгма - ряд параллельных соподчинительных предложений;

Ø             градация - расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления смыслового и

            эмоционального значения;

Ø          аллюзия - намек на реальные исторические политические факты.

 

г) основные ритмические особенности:

1.            тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

2.            стопа- сочетание ударного с безударным,

                                           I                         --

 

ямб,    хорей,  пиррихий,   спондей,   дактиль,    амфибрахий, анапест;

            - I       I  -             -  -              I I              I  -  -         -  I  -             -  -  I 

 

                                двусложные                                                   трёхсложные

 

д) рифма — фонетическое созвучие концов стихов;

                                                                        стих- одна строчка стихотворения:

 

мужская;   женская; дактилическая; точная-неточная; богатая; простая; составная;

  

заканчивается      заканчивается     I  - -        кровь-любовь    таксы-ласки                   раба- ряба          где вы- девы

на ударный            на безударный                  пела- ела             кости- гвозди                  раз —таз        что же- дороже

 

 е) способы рифмовки:

парная; перекрестная; кольцевая;

                 

              смежная                                             опоясывающая

                 ААББ                 АБАБ                    АББА

ж) строфика:

одно- дву - трех-   четырёх-  пяти-    шести-    семи-       восьмистишие;

  

                   терцет      катрен           секстина    септима        октава

сонет            14 строк: классический-4433

    безголовый-433

    хвостатый-44333

    шекспировский-4442     АБАБ+АБАБ+ВГД+ДГВ

    перевёрнутый-3 3 44

    деформированный- 4244

онегинская строфа            14 строк 4 ст. ямб;

прозаическая строфа;

 з) инструментовка - фонетические языковые средства:

эвфония (благозвучие)  ритмичность речи при помощи звуковых повторов
                                   

  анафора                                эпифора- повторение в конце строчек

 

звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков в начале каждого параллельного ряда,

                            морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей сложного слова,

                            лексическая - повторение слов,

                           синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций,

                           строфическая - повторение одних и тех же элементов в начале строфы.

звукозапись (аллитерация, ассонанс)

 одинаковые согласные звуки     одинаковые гласные звуки

интонация:  

1.            Ритм речи - чередование ударных и безударных.

2.            Мелодика - повышение и понижение голоса.

3.             Темп речи - скорость, медленность речи во времени и паузы.

4.             Интенсивность - сила и слабость произнесения.

5.          Тембр речи - звуковая окраска.

6.         Фразовое, логическое ударение.

7.     Черты Лирического героя — образ героя стихотворения, от лица которого передаются мысли, чувства и переживания

8.   Ваше восприятие произведения


 
 

 

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I.   Анализ содержания:

1.   Эпиграф, посвящение, предисловие, история создания, афиша, ремарки
(в драматическом произведении анализ заголовка).

2.   Тематика:  вечная - любовь, родина, жизнь, отцы и дети, природа, счастье,

                                             дружба;

национальная - характерная для определённого народа;

конкретно- историческая - определённая социально- историческая ситуация;

внутрилитературная искусство, как самопознание.

3.             Проблематика:        

Ø      человек и общество;

Ø      человек и история;

Ø      человек и природа;

Ø      творец и искусство;

Ø      человек и человек;

Ø      мифологическая или фантастическая;

Ø      национально - историческая;

Ø      культурно - бытовая;

Ø      идейно нравственная;

Ø      философская

 

4.            Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос

 

 

        

система авторских оценок                                                                                            героический

представление автора об идеале                                                                                 драматический

художественная идея                                                                                                    трагический

эмоциональный тон произведения                                                                             ведущий

эмоционально - оценочное отношение автора к рассказываемому                         сатирический

                                                                                                                                        юмористический

                                                                                                                                        сентиментальный

II. Анализ формы:

5.            Жанровое своеобразие

 

                эпос                 драма                лирика           лиро- эпические: баллада, поэма

 

                        басня                      комедия 

                        новелла                  трагедия

                        очерк                      драма

                        рассказ                    мелодрама              

                        повесть                  трагикомедия

                        роман                     водевиль

                                                       фарс                    

                   

6.            Система художественных образов и их внутренние связи

7.            Центральные персонажи:

Ø       внешность;

Ø    психологический анализ;

Ø    характер в поступках;

Ø       авторская характеристика;

Ø       сопоставление.

8.                 Сюжет и особенности построения конфликта:

 

     временной (хроникальный)                                   концентрический

Ø           пролог;

Ø           экспозиция;

Ø           завязка;

Ø           развитие действия;

Ø           кульминация;

Ø           развязка;

Ø           эпилог.

 

9.            Пейзаж,             диалоги и монологи персонажей,   интерьер


 

 

обозначение места действия      раскрытие внутреннего мира

портрет 
 

 

описание;

психологический;

сравнение с другими персонажами;

портрет - впечатление.

 

10.       Речевой строй произведения   (рассуждение, повествование, описание; отступления; художественные языковые средства: фонетические, лексические тропы, синтаксические).

  


 

аллитерация, ассонанс   сравнение, эпитет, метафора,        многосоюзие, бессоюзие, парцелляция (расчленение целостной структуры),

                                         метонимия, синекдоха,                   анафора, эпифора,  антитеза,  инверсия, умолчание, риторический вопрос,

                                         символ, гипербола, литота,            обращение, эллипсис, зевгма, параллелизм, каламбур, аллюзия, ирония.

                                         перифраза и др.

11. Место произведения в творчестве писателя

12. Место произведения в истории русской и мировой литературы

назад

 

Хостинг от uCoz