КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Койнова В.В., учитель начальных классов
В системе общего среднего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются общие учебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.Анализ ежегодного состояния готовности сельских детей к обучению в школе говорит о том, что у них не сформированы элементарные навыки, не развита речь, мышление, внимание, умение самостоятельно работать.
Без высокого уровня развития у младших школьников способности к продуктивному творческому умению невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Изучение опыта отечественных психологов и педагогов П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной об ориентации на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности, собственный многолетний опыт привели к идее построения процесса обучения специально ориентированного на формирование умения решать учебные задачи на основе полученных знаний. В процессе педагогической работы по обучению и воспитанию младших школьников выработаны целевые ориентиры уроков: формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и окультуривания их субъектного опыта; оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля м темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самоорганизации. При организации учебных занятий целесообразно применять педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка на основе учета личностных особенностей учащихся; использовать формы общения, особенно диалога и полилога; стимулировать учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, форму его выполнения. Использование различных приемов и методов педагогической поддержки способствует созданию для учащихся ситуации успеха. Необходимо учить детей использовать в своей речи обороты: я полагаю, что, мне кажется, что, по моему мнению, я думаю и другие, которые способствуют развитию учебно-коммуникативных умений. Приведем пример одного из уроков, который выполняет задачи развития у учащихся умений решать задачи на основе мысленного анализа, осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана. Тема: Прибавление числа 4. Цель: научить учащихся прибавлению числа 4 на основе знания состава числа 4, развивать логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач.Оборудование: учебник, таблица +4, рабочие тетради на печатной основе.
Ход урока:
1.
Организационный момент (проверка готовности к уроку).2.Повторение пройденного материала. Устный счет. Повторение таблиц на сложение и вычитание чисел 1, 2, 3 и переместительного свойства сложения.
3. Изучение нового материала.
Обсуждение состава числа 4.
- Как можно получить число 4?
4
Закрепление. Выполните задание:
4
это 1 и4 это 2 и
4 это 3 и
Решение задач. [3]
У Кати 8 игрушек. Она дала трем подругам по одной игрушке. Сколько игрушек у нее осталось?
- Прочитайте задачу.
- Расскажите, что в задаче известно. Что нужно узнать?
- Как вы будете рассуждать над решением?
- Как вы решите задачу? (8-3=5)
- Сколько осталось помидоров?
- Сколько осталось огурцов?
- Сколько овощей было?
- Сколько овощей съели?
Знакомство с таблицей +4 .Работа с учебником. [3]
Закрепление знаний. Решение примеров из учебника письменно.
4.
Самостоятельная работа. Выполнение задания на решение примеров из учебника. Примечание: те дети, которые справились с решение раньше остальных, работают в дополнительной тетради Я учусь считать Проверка работы:Как вы считаете, успешно ли вы справились с работой?
Какие ошибки были допущены, почему?
Что получилось хорошо?
5.
Закрепление материала, изученного на уроке.Повторение таблицы +4
Решение примеров
4 + 0 2 3
0 + 2 5 0
9 9 0 + 0
Какой пример не имеет решения? Почему? Докажите. (Нельзя от меньшего числа отнять большее)
6.
Итог урока:Какая была сегодня тема урока?
Что вы узнали нового на уроке?
Какое у вас настроение было в начале урока, в конце урока?
Нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим, у каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие.
Обучение в начальной школе должно осуществляться на таком уровне, на котором сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личное направление своего развития.
Учебная деятельность и отдельные ее компоненты (в частности контроль и оценка) осуществляются благодаря такому важному качеству человеческого сознания, как рефлексия. В процессе осуществления учебной деятельности рефлексивные способности учащихся развиваются и совершенствуются. Ученики приобретают способность анализировать свои действия, и что самое важное, обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче и осуществления контроля и оценки. Целенаправленное формирование умения принимать от учителя и самому ставить учебную задачу в ситуации незнания развивает способность определять границы своих знаний, рассуждать о том, что необходимо узнать, чему ещё нужно научиться.
Опыт, приобретенный в процессе обучения и воспитания двух поколений учащихся начальной школы, позволяет говорить о том, что созданные психолого-педагогические условия обеспечивают активное стимулирование у детей самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Учащиеся отличаются тем, что обладают способностью самостоятельно добывать новые знания, Им легче овладевать новыми способами учебной деятельности при переходе на новую ступень обучения, они легче адаптируются в новых условиях обучения, что показывает диагностика.
Библиографический список:
1.
Беседы с учителем. Первый класс начальной школы [Текст]/ под ред.Н.Ф.Виноградовой и Л.Е.Журовой. М.:Издательский центр Вентана-Граф,1998.- 240с.2.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/ В.В.Давыдов.- М.:Педагогика.- 1985.-162с.
3.Рудницкая, В.Н. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы./ В.Н. Рудницкая. М.: Вентана-Граф, 1998. 112 с., илл
4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]/ Н.Ф.Талызина.- М.: МГУ.-1975